Узбекская посуда — красота и практичность
Узбекистан — это без преувеличения керамический рай. В этой стране гончарное дело развивалось на протяжении многих столетий, и к сегодняшнему дню стало одним из самых развитых видов ремёсел. Уникальные чаши, кувшины, пиалы, косушки, тарелки и блюда – все они представлены именно узбекскими мастерами, имеют свои особенности в росписи и удивительным образом сохраняют вековые традиции. Кухонная утварь украшается национальной росписью, «изюминками» которой являются:
- особые техники нанесения узоров, имеющих символический смысл, интересную геометрию и растительные мотивы;
- применение ярких красок, вызывающих позитивные эмоции;
- обязательное особое глазурование глины, обеспечивающее изделиям защиту и длительный срок службы, а также высокую эстетичность, эффектный вид и презентабельность.
Узбекская посуда – это красота и практичность, вековые традиции и аутентичность, изделия, в каждое из которых вложена частица души мастера, сделавшего его с безграничной любовью. В число самых известных на весь мир центров керамического производства в Узбекистане, сакрально хранящих вековые традиции, входят: Риштан, Гиждуван, Самарканд, Хорезм.
Риштанская керамика
Лидером по известности является риштанская керамика. Её легко отличить от продукции из других регионов по нескольким особенностям. Кто хоть немного знаком с работами узбекских мастеров - легко узнает изготовленные в Риштане.
Особенность этой керамики – яркая голубая глазурь, используемая в орнаментах. Она называется «ишкор», а делают уникальный краситель из золы растений. Интересно, что получить удаётся богатейшую палитру разных оттенков синего и бирюзового цвета.
Орнаменты на тарелках, блюдах и пиалах риштанских мастеров имеют отчасти сакральный смысл. Рисунки выполняются по строго определённой методике. Очень чёткие. По центру дна ставится точка. Она является символом начала человеческой жизни (рождения ребёнка). После этого начинают наносить симметрично штрихи, которые обозначают дальнейшие жизненные этапы: рост и развитие, учёба, работа, создание семьи, продолжение рода. Но тут важно отметить интересную мысль: явно выраженного конца в орнаментах нет, т.е. ничего не показывает на смерть и окончание жизненного пути. В риштанских узорах жизнь продолжается во внуках и правнуках, что символизируется орнаментом, пущенным по самому краю тарелки, блюда, пиалы.
В основном риштанская керамика декорируется растительными мотивами с соответствующими бирюзово-зелёными оттенками, синевой и с добавлением коричневого контраста. Кроме орнаментов и растительных элементов, в узорах нередко включаются другие изображения, имеющие определённое значение:
- птицы – символизируют свободу;
- гранат – это символ изобилия;
- рыбки – чистота и достаток;
- ножи – защита от зла.
Риштан сегодня известен миру как крупнейшая в Средней Азии мастерская керамики, изделия которых не могут не очаровывать взгляд. А когда-то это был маленький посёлок в Ферганской долине, где сама природа способствовала развитию гончарного дела. Регион всегда славился богатейшими запасами качественной глины, для прочности которой особой обработки было и не нужно. Местные травы чудесно подходят для изготовления ишкора (глазури) сочных, ярких, разнообразных оттенков (бирюзовых, изумрудных). Всё это объясняет, почему Риштан стал корнем гончарного искусства, а мужчины веками осваивали ремесло, передавая последующим поколениям свои секретные рецепты глины и красок.
Гиждуванская керамика
Гиждуван – это ещё один город, прославившийся с древних времён уникальной посудой. Она отличается лёгкостью, но при этом достаточно толстостенная. Для росписи в виде основных цветов используются разнообразные оттенки коричневой и жёлтой палитры, а для контраста и свежести добавляют детали в зелени и синего цвета. Гиждуванские мастера используют исключительно натуральные красители, изготавливая их по древней традиции из золы растений, и в этом регионе чаще всего это верблюжья колючка.
В наносимых узорах какой-либо шаблонности нет. От работ риштанских мастеров с чёткими линиями гиждуванскую посуду отличают расплывчатые узоры. В остальном у каждого мастера свой стиль, а у гончарных династий – собственные вековые секреты и «почерк», поэтому каждое изделие – особенное и уникальное. Несмотря на отсутствие канонов, обязательно сохраняются национальные мотивы.
Хорезмская керамика
Эту удивительную керамику также невозможно спутать с другими, ведь мастера из Хорезма также имеют свой стиль и свято хранят его традиции много веков. Глазурь используется натуральная, наносится она на поверхность толстым слоем, благодаря чему не только обеспечивается защита изделия, а и добавляется объёмность рисункам, они кажутся эффектно-рельефными.
Непосредственно орнаменты довольно сложные, края посуды покрыты характерными горизонтальными каёмками. Преобладающими являются разные оттенки синей и голубой палитры, символизирующие небо, воду, счастье. Рисунки на хорезмской керамике схожи с пышным декором среднеазиатских дворцов и мечетей.
Мастера из Хорезма изготавливают все виды посуды, однако с давних времён больше всего славятся их уникальные кувшины. Много веков назад они были как особое открытие, т.к. проявили свойства термоса. Внутри их глазировали толстым слоем и полностью, а снаружи – покрывали частично. Такой приём позволял долго сохранять температуру жидкости.
Самаркандский фарфор
Особенным является фарфор, предлагаемый мастерами из Самарканда. Их изделия также высоко ценятся как в стране, так и в мире. Тут посуду делают изысканной, изящной, роскошной, притягивающей восхищенные взгляды. Она покрывается стильными орнаментами, утонченными, красивыми, с чертами элегантности и мистическим смыслом. Несмотря на визуальную тонкость и изящность, фарфор прочен, выдерживает температуры, сохраняет презентабельность долгие годы.
Разновидности аутентичной узбекской посуды
Узбекская керамика – это уникальные вещи от мастеров, освоивших древнейшее ремесло и отдающих каждой посудине частицу души. Но интересным является не только то, как изготавливают её и какой смысл имеют росписи, что символизируют. Вся посуда выполнена так, чтобы вносить в дом уют, поддерживать тёплую атмосферу, а кроме того – создать максимум удобств для хозяев. Тут много интереснейших разновидностей глиняных изделий.
- В каждом узбекском доме есть комплекты тарелок с одинаковой росписью, рассчитанные на семью из 4, 5, 6 человек. Их принято также комплектовать с главным блюдом, которое может достигать в диаметре 50 см.
- Обязательными предметами быта являются чайные наборы, включающие заварник и чашки для чая. Для узбеков чаепитие - это древнейшая традиция, каждый впитывает её с детства с материнским молоком и свято хранит. Кроме того, в зной для поддержки организма и хорошего самочувствия, полезно пить чай.
- Особенное внимание заслуживают ляганы. Без них представить себе узбекскую керамику нельзя. Ляганом называют плоское большое блюдо с небольшим углублением по центру, предназначенное для рассыпчатых блюд, не содержащих жидкость. Сюда кладут лепёшки, фрукты, орехи. По форме ляганы бывают круглыми, квадратными, овальными. В диаметре – до 30 см.
Внимание! Ни в коем случае не называйте ляганом тарелки! Для любого узбека, чтущего традиции, это прозвучит как личное оскорбление.
- Невозможно представить себе быт узбекской семьи без традиционных пиал. Это ёмкости, имеющие чашеобразную форму, только без ручек. Пиалы вполне подходят, чтобы пить чай, также из них кушают первые блюда, например, шурпу. То есть они разного объёма. Пиалы большого размера, в которых подают супы, называются «косушками» (изначально – «косами»).
Среди традиционных узбекских блюд есть ещё несколько, похожих на ляган, но не являющихся ним. Это:
- порум-товок — абсолютно плоская посуда для хлеба и лепёшек;
- ним-товок – крупная миска с невысокими аккуратными бортами;
- товоки лабгардон – большое блюдо, у которого слегка выгнуты края;
- дам-товок – это и блюдо, и крышка одновременно, на него принято накладывать, например, кусочки отварного мяса.
Узбекская керамика – это без преувеличения произведения искусства! Присмотрите для своего стола и интерьера прекрасную посуду в каталоге нашего магазина!