Покупки через Интернет: права потребителя при совершении покупок в Интернете
Онлайн-шопинг в последнее время невероятно популярен. В первую очередь это объясняется тем, что интернет-покупки более выгодны. Цены существенно ниже, благодаря отсутствию дополнительных затрат (например, в себестоимость не закладывается доля на аренду торгового помещения, работу продавцов и т.п.). Второй огромный плюс – это экономия времени покупателя. Ему не нужно ездить по разным магазинам в поисках нужного товара, т.к. всё необходимое можно найти и заказать, удобно расположившись на диване, и оформить при этом доставку подходящим способом.
Единственное, чего боятся многие покупатели, это получения некачественного товара и безвозвратной потери денег из-за него. Давайте рассмотрим, действительно ли такая ситуация безнадёжна и какие на самом деле права имеет покупатель.
Основные аспекты, касающиеся законных прав покупателя при покупках в Интернете
Первое, что должен знать и помнить каждый покупатель, это то, что при дистанционных покупках он имеет абсолютно такие же права, как и при совершении их в обычном магазине.
Дистанционной покупка онлайн является тогда, когда принцип её совершения происходит по следующей схеме:
- покупатель выбрал товар;
- оформил заказ на сайте;
- оплатил товар по полученному счёту;
- получил выбранным способом.
Если покупателю была предоставлена возможность получив товар, осмотреть его и убедиться в его качестве, а также соответствии заявленным требованиям, то тогда такая сделка рассматривается идентично розничной покупке, а не дистанционной.
Случаи дистанционной покупки подпадают под действия Федерального закона о Защите прав потребителя (№2300-1), который был принят в 1992 году, но продолжает действовать с соответствующими поправками). Также на них распространяются установленные на законодательном уровне Правила продажи товаров дистанционно.
Таким образом, если возникают проблемы, доставлен товар ненадлежащего качества, то несмотря на онлайн-отношения продавца и покупателя, все вопросы решаются, именно опираясь на положения ФЗ. У покупателя есть полное право вернуть приобретенный товар, если на это есть основания.
Руководствуясь правами, предоставленными рассматриваемым нами законом, покупатель, получивший товар, качество или характеристики которого не соответствуют заявленным, имеет право:
- сделать возврат и получить обратно заплаченные за него деньги;
- потребовать сделать перерасчет цены в сторону её уменьшения;
- на незамедлительное и за счет продавца устранение недостатков;
- совершения обмена товара неподходящего качества на качественный.
Есть ещё несколько моментов, которые устанавливаются законом, защищающим потребительские права. Покупателю следует знать о некоторых важных аспектах.
Каждый покупатель должен быть полностью проинформирован о характеристиках и особенностях товара. Для этого могут быть предложены фотографии, видео, описания, буклеты и прочие информационные источники. К необходимым сведениям для полного информирования покупателя о товаре относится вес, состав, сроки выпуска/годности (если это продукт) и технические характеристики, гарантия (если это оборудование, техника, прочие вещи).
В обязательном порядке покупателю должны быть представлены такие данные, как:
- наименование продавца;
- фактический адрес размещения офиса/склада интернет-магазина;
- точная стоимость товара;
- доступные способы расчета;
- срок действия акции, в ходе которого цена снижена.
В ст.26.1 данного ФЗ чётко сказано, что у покупателя есть право отказаться от оформленной покупки до момента отправки ему товара. В принципе, даже когда всё доставлено, право отказа за ним сохраняется. Полученный товар, если он не соответствует обещанным индивидуально-потребительским свойствам, просроченный или неудовлетворительного качества, вполне может быть возвращен в течение недели.
Продавец обязан на протяжении 10 дней осуществить возврат денег. Важно помнить, что услуги доставки не подпадают под это, возвращается исключительно стоимость, по которой осуществлена реализация.
Требования при возврате
Необходимо учитывать, что к возвращаемому покупателем товару также установлены важные требования:
- он должен соответствовать изначальным характеристикам;
- товарный вид должен быть сохранён;
- отказ от товара, сделанного индивидуально под какие-то определённые параметры, невозможен.
В случае, если покупатель утверждает, что товар ненадлежащего качества, а продавец с этим не согласен, последний может заказать экспертизу и провести ее за свой счет. Если заключение эксперта категорически не принимается покупателем, то тот вправе обращаться в суд.
Если продавец указывает в условиях, что товар не принимается к возврату при нарушении целостности упаковки, то такой подход не может считаться правомерным. Дело в том, что для многих продуктов и изделий невозможно оценить качество и годность без вскрытия упаковки.
Как действовать для совершения обмена или возврата в интернет-магазин?
Прежде всего покупателю, решившему осуществить возврат товара, следует помнить о сроках. До момента доставки отказаться от покупки можно в любой момент, а если произошла передача и возникли причины для возврата, то для этого есть 7 дней.
При необходимости возвратить купленный товар, покупатель должен обратиться к продавцу с требованием об этом. Запрос следует сделать письменно, приложить расчетный документ.
Возвращать купленное следует в фабричной упаковке, сохранив в целости все составляющие, бирки, ярлык.
После фактического получения денег от интернет-магазина и проведения возврата товара, расчетный первичный документ может быть возвращен продавцу тоже. Возврат денег за покупку в Интернете может быть осуществлен:
- на карту;
- через почту;
- наличными (при участии в процедуре курьера).
Если вдруг интернет-магазин после обращения покупателя по поводу соответствующего законным требованиям и правилам возврата не возвращает в течение 10 дней деньги, следует подготовить претензию, которая может быть использована для дальнейшего обращения в суд.